Неофициальный сайт
logo logo

МЕНЮ


ИСТОРИЯ ФАКУЛЬТЕТА


В 1961 году в Сталинградском механическом институте была открыта специальность 1609 "Эксплуатация автомобильного транспорта", и на первый курс впервые были зачислены 50 человек, пожелавших стать инженерами автомобильного транспорта.

В соответствии с приказом ректора института № 587 от 6 декабря 1962 года была образована кафедра "Автомобильный транспорт". Кафедру и все работы по ее становлению, по развитию новой специальности возглавил доцент Косолапов Геннадий Михайлович.

К 1975 году численность коллектива кафедры достигла 40 человек, К этому моменту была создана самостоятельная материальная база, построен и оснащен лабораторный корпус № 2. Появилась необходимость создания самостоятельного факультета. Приказом по институту № 167 от 11 августа 1976 г. был создан факультет автомобильного транспорта (ФАТ).

Этим же приказом первым деканом факультета был назначен доцент Гудков Владислав Александрович, много сил и энергии отдавший становлению факультета. В 1981 году деканом факультета был избран доцент кафедры Козлов Олег Иванович, проработавший на этом посту до последних дней своей жизни (октябрь 1999 г.), С ноября 1999 года факультет возглавляет доцент Комаров Юрий Яковлевич.

В настоящее время в состав факультета входят пять кафедр: "Автомобильный транспорт", "Техническая эксплуатация и ремонт автомобилей", "Автомобильные перевозки", "Теплотехника и гидравлика", "Сопротивление материалов.

На кафедрах факультета работают 64 преподавателей, в том числе 9 докторов технических наук, профессоров. На факультете более 90 человек повысили свою научную квалификацию через аспирантуру: из них 46 защитили кандидатские диссертации. Докторские диссертации защитили: Ревин А.А., Багмутов В.П., Рябов И.М., Гудков В.А., Федянов Е.А., Железнов Е.И., Вельможину А.В. присвоено звание профессора.

Профессору Злотину Г.Н. присвоено почетное звание "Заслуженный деятель науки и техники", профессорам Гудкову В.А., Багмутову В.П. и доценту Козлову О.И., - "Заслуженный работник высшей школы".

Избраны в Академию инженерных наук действительным членом профессор Злотин Г.Н. и членом-корреспондентом профессор Ревин А.А.

За это время опубликовано около 2000 научных статей, издано более 60 учебных пособий, 15 монографий, 3 учебника для высших учебных заведений, получено более 150 авторских свидетельств и 15 патентов.

Факультет осуществляет подготовку инженеров-механиков по специальности 1502 "Автомобили и автомобильное хозяйство", инженеров по организации и управлению на транспорте по специальностям 2401 "Организация перевозок и управление на транспорте" и 2404 "Организация и безопасность движения" (направление бакалавриата 5521 "Эксплуатация транспортных средств").

Выпускники факультета, благодаря неплохой фундаментальной подготовке, с успехом работают в различных отраслях народного хозяйства, в том числе и на командных должностях. Заместителем министра транспорта РФ - Главным транспортным инспектором страны является выпускник факультета Козлов Михаил Иванович. Большинство руководящих кадров автотранспортных предприятий города, области - выпускники факультета. Окончил нашу специальность и Юрий Викторович Чехов, который последовательно прошел путь от слесаря, студента, начальника крупнейшего автотранспортного предприятия до главы администрации города Волгограда.

Кафедра "АВТОМОБИЛЬНЫЙ ТРАНСПОРТ"

Кафедра "Автомобильный транспорт" является старейшей автомобильной кафедрой нашего ВУЗа. В состав кафедры, созданной в 1962 г., вошли доцент Косолапов Г.М., к.т.н. Клочков Б.И., ст. преподаватели Баранников В.П. и Зайцев Г.Г., ассистент Крючков А.В., лаборант Ольхов М.

Руководителем кафедры с первого дня ее основания и по 1993 год был Геннадий Михайлович Косолапов. Благодаря его усилиям в университете сформировалась научная школа по исследованию тормозной динамики и безопасности движения, получившая признание среди ведущих автомобильных центров России. В 1974 г. он защитил диссертацию на соискание доктора технических наук. Появились новые направления научных исследований. Успешно защитили докторские диссертации А.А. Ревин по исследованию автоматизированных систем управления торможением (1980 г.), Е.И. Железнов по оптимизации тормозных свойств малотоннажных автопоездов (2001 г.).

В 1993 году заведующим кафедрой стал ученик Г.М. Косолапова кандидат технических наук, доцент Комаров Юрий Яковлевич.

В рамках научной школы, созданной Г.М. Косолаповым, постоянно действует очная и заочная аспирантура, работают соискатели. За время существования кафедры закончили аспирантуру и защитились 23 человека, большинство из которых работают преподавателями на кафедрах университета, а также в других ВУЗах города и страны.

Последовательно развиваясь с 1962 года, кафедра дала жизнь двум другим кафедрам "Техническая эксплуатация и ремонт автомобилей" и "Автомобильные перевозки".

С 1962 по 1976 год кафедра ежегодно выпускала 100-150 инженеров- механиков для автотранспортных предприятий страны, с 1976 года основной задачей кафедры стала подготовка квалифицированных инженеров- конструкторов для автозаводов страны по специализации "Специализированный подвижной состав". С 1976 г. и по 1992 г. кафедрой было подготовлено 352 инженера-конструктора. С 1 сентября 2000 г. кафедра стала выпускающей по подготовке инженеров по организации и управлению на транспорте по специальности 2404 "Организация и безопасность движения".

За истекший период изменился количественный и качественный состав преподавателей. После разделения кафедр и преподавателей в 1976 г. продолжает трудиться на кафедре доцент Петрушин А.Г., окончив учебу в аспирантуре, остались работать на кафедре кандидаты технических наук Хитин В.А., Железнов Е.И., Клепик Н.К., Комаров Ю.Я., Мартинсон П.Н. (трагически погиб в 1993 г.), Клементьев С.В., Князев С.И., Родионов С.Н., Липатов Е.Ю. В настоящее время из девяти преподавателей, работающих на кафедре, семь имеют научную степень, а двое (Санжпров Р.Р. и Ершов Е.П.) готовят к защите диссертации на соискание ученой степени кандидата технических наук.

Кафедра ведет научные исследования в следующих направлениях:

  • "Исследование тормозной динамики и повышения безопасности движения". Результаты научно-исследовательских работ успешно используются на предприятиях страны: кафедра выступила коллективным соисполнителем при разработке ГОСТ 25478-82 "Автомобили грузовые и легковые, автопоезда. Требования безопасности к техническому состоянию"; разработаны автоматизированные тормозные системы для система для автомобилей и автопоездов семейства КамАЗ, для перспективного автомобиля ИЖ-2126, стендовое оборудование для их испытания; создано семейство математических моделей и программное обеспечение для систем автоматизированного проектирования и исследования тормозных систем автомобилей и автопоездов.

  • "Исследование потенциальных свойств функциональных систем и их влияние на эксплуатационные свойства мобильных машин". Для ПО "Баррикады" (г. Волгоград) и ПО "АвтоУАЗ" (г. Ульяновск) был выполнен комплекс работ по повышению поперечной устойчивости, управляемости, плавности хода, топливной экономичности полноприводных автомобилей при комплексном воздействии дорожных и атмосферно-климатических факторов.

Активно развиваются исследования в плане организации и повышения безопасности дорожного движения. Установлен тесный контакт с управлениями ГИ БДД г. Волгограда и Волгоградской области. На основании договора о совместной деятельности проделана большая работа по определению дислокации дорожных знаков во всех районах гг. Волгограда, Волжского, осуществляется корректировка их дислокации. Проводится работа по совершенствованию схем организации дорожного движения в г. Волгограде.

Сотрудниками кафедры ежегодно публикуется 10-12 научных статей, из них 2-3 в центральной печати, подается 1-2 заявки на предполагаемые изобретения.

С апреля 1997 года при кафедре действует хозрасчетный "Автотехнический центр" ВолгГТУ. В составе центра активно работают сектор ремонта легковых автомобилей и сектор технической экспертизы, который выполняет заказы следственных и судебных инстанций, предприятий, организаций и частных лиц по независимой экспертизе сложных видов дорожно-транспортных происшествий, консультации участников дорожно-транспортных происшествий, консультации по устройству и технической эксплуатации автомобильной техники, выявлению причин отказов автомобильной техники, выдает заключения о возможности технической эксплуатации (по условиям безопасности) модернизируемой и самодельной автомобильной техники.

Кафедра "ТЕХНИЧЕСКАЯ ЭКСПЛУАТАЦИЯ И РЕМОНТ АВТОМОБИЛЕЙ"

После образования кафедры "Автомобильный транспорт" в ее составе сформировалась группа специалистов по технической эксплуатации и ремонту автомобилей. Эта группа, постепенно накапливая опыт работы, осуществляла выпуск инженеров автомобильного транспорта по всем формам обучения до 150 человек в год.

В связи со спецификой подготовки специалистов для предприятий автомобильного транспорта в 1976 году из состава кафедры "Автомобильный транспорт" выделился коллектив сотрудников, образовавших кафедру "Эксплуатация и ремонт автомобилей". Кафедру возглавил доктор технических наук Григоренко Л.В.

Сотрудниками вновь созданной кафедры поставлено и модернизировано большое количество лабораторных работ, приобретено новое оборудование, созданы лаборатории по диагностике автомобилей, контрольно-топливной аппаратуры, дефектации и механической обработке деталей, гальваническому наращиванию деталей, лазерной обработке и другие. Основные фонды кафедры выросли в 5-6 раз. Ежегодно кафедра издает методических указаний и пособий в объеме 10-12 печ. листов.

В связи с потребностью народного хозяйства в специалистах по коммерческой эксплуатации автомобильного транспорта кафедра в 1979 году начала подготовку инженеров и по специальности 1617 "Эксплуатация автомобильного транспорта", а в 1984 г. из состава кафедры была выделена новая кафедра "Автомобильные перевозки". Одновременно кафедра "Эксплуатация и ремонт автомобилей" была переименована в кафедру "Техническая эксплуатация и ремонт автомобилей", что более полно отражает специализацию подготовки инженеров-механиков.

С 1985 года кафедру возглавил ученик Г.М.Косолапова д.т.н., профессор Ревин А.А., под руководством которого выполняются исследования по основному направлению кафедры "Разработка конструкции, технологии изготовления и диагностирования автомобильных автоматизированных систем". В ходе выполнения научных работ получено более 30 авторских свидетельств и 5 зарубежных патентов, защищено более 10 кандидатских диссертаций, в том числе гражданами Сирии, Вьетнама и Йемена. Ведутся научные работы по заказу АО АвтоВАЗ, АО ВГТЗ.

Кафедра "АВТОМОБИЛЬНЫЕ ПЕРЕВОЗКИ"

В июне 1984 года в составе четырех доцентов, четырех старших преподавателей и ассистента была организована новая кафедра "Автомобильные перевозки", которую возглавил доцент Гудков В.А. В этот момент основной задачей кафедры было обеспечить первый выпуск инженеров по специальности 1617 "Эксплуатация автомобильного транспорта". В настоящее время на кафедре работают три профессора, четыре доцента, в 1999 г. заведующим кафедрой Гудковым В.А. и доцентом Рябовым И.М. были защищены докторские диссертации.

Сотрудниками кафедры опубликовано 9 монографий, 3 учебника для ВУЗов и более 20 учебных пособий. Кафедра является ведущей в плане методического обеспечения не только на автотранспортном факультете, но и становится достаточной известной в России по подготовке инженеров по специальности 2401 "Организация перевозок и управление на транспорте".

На кафедре сложилось два научных направления: "Повышение эффективности функционирования автотранспортного комплекса" и "Ресурсосбережение автомобильных шин". В рамках данных направлений с 1989 г. на кафедре открыта аспирантура, которой руководит профессор Гудков В.А.

Большую работу кафедра проводит по изучению пассажиропотоков на маршрутах города и области, предлагая мероприятия по совершенствованию перевозок пассажиров. В этой области кафедра активно сотрудничает с областным отделением Российской транспортной инспекцией, администрацией г. Волжского, с которыми заключались соответствующие договора на проведение целевых работ.

Кафедра "ТЕПЛОТЕХНИКИ И ГИДРАВЛИКИ"

Кафедра теоретических основ теплотехники создана в марте 1972 года после выделения из кафедры энергетики. Основателем и бессменным заведующим кафедрой является доктор технических наук, профессор, заслуженный деятель науки и техники РФ, действительный член Российской академии инженерных наук Григорий Наумович Злотин.

Кафедра обеспечивает учебный процесс по комплексу дисциплин теплотехнического профиля, гидрогазодинамике, гидравлике, основам экологии наземного транспорта.

Основное научное направление кафедры "Оптимизация конструктивных и регулировочных параметров двигателей внутреннего сгорания и совершенствование управления их рабочим процессом. В рамках этого научного направления проводятся фундаментальные теоретические и экспериментальные исследования процессов воспламенения и горения топлива, рабочих процессов ДВС, методов и алгоритмов управления ими, способов утилизации энергии отработавших газов двигателей.

В течении многих лет кафедра вела активные и плодотворные совместные исследования с Волжским автомобильным заводом (г. Тольятти), Институтом химической физики АН СССР (г. Москва), Институтом проблем машиностроения АН УССР (г. Харьков), ВНИИГАЗом (г. Москва), Институтом технической теплотехники АН УССР (г. Киев), Азербайджанским политехническим институтом (г. Баку), Мелитопольским моторным заводом (г. Мелитополь) и др. В рамках различных программ выполнялись совместные научные работы с Лидским университетом (г. Лидс, Англия) и университетом Бен-Гуриона (г. Беер-Шева, Израиль).

В 1996 году в состав кафедры "Теоретических основ теплотехники" вновь ввели кафедру "Гидравлики и гидропривода" и сейчас объединенная кафедра носит название "Теплотехника и гидравлика".

На кафедре с момента ее основания функционирует аспирантура. Всего подготовлено около 40 кандидатов технических наук, в том числе 5 для зарубежных государств: 2 - для Ганы и по одному для Нигерии, Перу и Чехословакии. Успешно защитил докторскую диссертацию первый докторант кафедры Федянов Евгений Алексеевич. В научно-исследовательских работах кафедры активное участие принимают российские и зарубежные студенты.

Сотрудниками кафедры в отечественных и зарубежных изданиях опубликовано свыше 200 научных статей, несколько монографий и учебных пособий. Получено более 50 авторских свидетельств и патентов на изобретения. Научные разработки кафедры неоднократно демонстрировались на конкурсах, выставках, в том числе на ВДНХ и за рубежом. Ряд разработок отмечен призами и наградами.

Кафедра "СОПРОТИВЛЕНИЕ МАТЕРИАЛОВ"

В конце 1931 г., на второй год существования Сталинградского механического института, была создана кафедра "Сопротивление материалов". Первым ее руководителем был инженер Тимофей Александрович Юсупов. В 1936 году заведующим был назначен к.т.н., доцент Игорь Николаевич Миролюбов, проработавший в этой должности до 1946 г. Опытный педагог и хорошо известный в то время ученый, он оказывал помощь многим сотрудникам других кафедр в их научных исследованиях, подготовке диссертационных работ, установил и поддерживал тесные контакты с промышленными предприятиями.

После И.Н. Миролюбова кафедрой заведовал д.т.н., профессор П.В. Мелентьев. Аспирантами кафедры в это время были М.С. Дрозд, П.Я. Коновалов и А.В. Гурьев. В будущем все они стали заведующими кафедрами. В 1963 году кафедрой заведовал крупный ученый д.т.н., профессор Г.П. Зайцев.

В 1964 г., впервые в истории института, выпускник Сталинградского механического института А.В. Гурьев защитил докторскую диссертацию, после чего он был избран заведующим кафедрой, и возглавлял ее до 1988 года. Под его руководством коллектив кафедры активно работает над переоснащением старых и созданием новых лабораторных установок, разрабатывает методические пособия, внедряет в учебный процесс программированные методы обучения и контроля знаний студентов, активизации учебного процесса. С 1989 г. и по настоящее время кафедрой заведует д.т.н., профессор В.П. Багмутов.

В 1964 года на кафедре по руководством профессоров Гурьева А.В. и Зайцева Г.П. начинает работать аспирантура, что дало возможность готовить свои научно-педагогические кадры. На кафедру в период 1963-1967 гг. пришла группа молодых энергичных преподавателей. Аспирантами профессора А.В. Гурьева были Л.В. Кукса, Г.Ю. Столяров, В.В. Козуб, Г.В. Маловечко, В.И. Водопьянов, В.Н. Поляков, М.С. Теплицкий, Э.В. Мирошников, Г.М. Мишарев, В.П. Тарасов, А.Н. Савкин, А.С. Столярчук, а профессора Г.П. Зайцева - Л.П. Лагутин, В.П. Багмутов, В.Ф. Бердинов.

Научная деятельность кафедры постоянно связана с решением широкого круга вопросов конструкционной прочности металлических материалов при различных видах нагружения и воздействия окружающей среды. Работы молодого коллектива получают признание как в стране, так и за рубежом. К научной работе широко привлекаются студенты.

На кафедре разработаны эффективные способы упрочнения поверхностного слоя сплавов, позволяющие повысить эксплуатационную надежность, долговечность и износостойкость деталей машин, определена методика изучения неупругих свойств монометаллических и волокнистых композиционных материалов и их демпфирующие способности, разработан технологический процесс получения высокопрочной коррозионностойкой биметаллической проволоки. Научные разработки внедрены на ПО "Волгарь", заводе "Красный Октябрь" г. Волгограда, в ЦНИИКМ "Прометей", ИМЕТ им. Бардина, ЦАГИ, ПО "Атоммаш", РАН и др. В 1988 г. научно- исследовательская работа "Разработка и внедрение лазерной технологии для деталей тракторов" награждена серебряной медалью ВДНХ СССР и дипломом первой степени Минвуза. Разработки защищены авторскими свидетельствами на изобретения и патентами.

С 1989 г. под руководством д.т.н., профессора В.П. Багмутова на кафедре проводятся исследования по теме "Оптимальное проектирование, расчет и изучение механического поведения, разрушения и упрочнения структурно-неоднородных материалов и конструкций из них".

В настоящее время в докторантуре обучается доцент А.С. Столярчук.


 






ОБЪЯВЛЕНИЯ

Уважаемые посетители!

Если у вас есть предложения или замечания, просьба обращаться к администратору.



$$$ для web-мастеров

Copyright ©, 2007-2008, ICQ: 456984616

Rambler's Top100
Hosted by uCoz